НАВЧАЛЬНА ПРОГРАМА: ЛІТЕРАТУРА (російська та зарубіжна) 5 – 9 класи для загальноосвітніх навчальних закладів із навчанням російською мовою
Учебник: Бондарева Е.Е., Ильинская Н.И., Мацапура В.И., Биткивская Г.В. Интегрированный курс «Литература (русская и мировая)»: учеб. для 5 классов общеобразоват. учеб. заведений с обучением на рус. яз./Е.Е. Бондарева и др. –К.: Грамота, 2013.-296 с.
ВСЕГО НА ИЗУЧЕНИЕ КУРСА — 70 часов (2 часа в неделю)
Текстуальное изучение — 47
Внеклассное и семейное чтение — 8
Развитие речи — 7
Резерв часов — 8
№ п/п |
Дата | Тема урока | Примечание | ||||
1 | Вступ. Література як мистецтво слова.
Теорія літератури. Поняття про художню літературу. Оригінал і переклад. |
||||||
2 | Фольклор, його характерні ознаки. Прислів’я, приказки (російські та народів світу). | ||||||
3 | Загадки (російські та народів світу). | ||||||
4 | Російські народні казки | ||||||
5 | «Микита Кожум’яка» . | ||||||
6 | «Морозко». | ||||||
7 | «Журавель та чапля», «Каша із сокири». | ||||||
8 | РР №1 Виразне читання казок. | ||||||
9 | ВЧ №1 Російські народні казки. | ||||||
10 | «Пані Метелиця» (Німецька народна казка) | ||||||
11 | «Пані Метелиця» (Німецка народна казка)
Теорія літератури. Тема, ідея, сюжет художнього твору. |
||||||
12 | «Чарівна каблучка» (Італійська народна казка) | ||||||
13 | «Фарбований шакал» (Індійська народна казка). Причини подібності казок народів світу | ||||||
14 | Контрольна робота №1 за темою «Фольклор». | ||||||
15 | Літературні казки. О.С. Пушкін. Дитинство поета. Теорія літератури. Поняття про літературну казку. | ||||||
16 | О.С. Пушкін «У лукоморья дуб зеленый» | ||||||
17 | О.С. Пушкін «Казка про мертву царівну і сімох богатирів»
Теорія літератури. Віршована і прозаїчна мова. |
||||||
18 | О.С. Пушкін «Казка про мертву царівну і сімох богатирів». Чарівне в казці. Оспівування істинної краси і душевного багатства, засудження заздрості і підлості. Прославлення віри в перемогу добра над злом. | ||||||
19 | А.С. Пушкін «Казка про мертву царівну і сімох богатирів»
Багатство виразних засобів казки. Теорія літератури. Поняття про ритм і риму. |
||||||
20 | ПЧ №2 Казки О.С. Пушкіна | ||||||
21 | Ганс Крістіан Андерсен «Снігова королева». Знайомство з головними героями. | ||||||
22 | Г. К. Андерсен «Снігова королева». Герда у пошуках Кая (3,4 казки). | ||||||
23 | Г. К. Андерсен «Снігова королева». Сили добра і зла в казці. | ||||||
24 | Г. К. Андерсен «Снігова королева». Утвердження високих моральних ідеалів, перемоги добра над злом. | ||||||
25 | Г. К. Андерсен «Снігова королева». Теорія літератури. Поняття про літературного героя (персонажа). | ||||||
26 | РМ № 2 Усна розповідь про літературного героя | ||||||
27 | ПЧ №3 Г.К. Андерсен «Соловей», «Русалочка» | ||||||
28 | Контрольна робота №2 за темами «О.С. Пушкін.
Х.К. Андерсен» |
||||||
29 | Оскар Уайльд «Хлопчик-Зірка» | ||||||
30 | Оскар Уайльд «Хлопчик-Зірка». Внутрішня і зовнішня краса хлопчика. | ||||||
31 | Оскар Уайльд «Хлопчик-Зірка». Конфлікт жорстокості, егоїзму і добра в казці. | ||||||
32 | О. Уайльд «Хлопчик-Зірка». | ||||||
2 семестр
№ з/п | Тема | Примітка | |
31 | О. Уайльд «Хлопчик-Зірка». Еволюція образу головного героя. | ||
32 | РМ № 3 Вибірковий переказ епізоду | ||
33 | Д.Р. Кіплінг: життя, творчість. Історія створення книги джунглів. | ||
34 | Д.Р. Кіплінг «Мауглі». Історія Мауглі. | ||
35 | Д.Р. Кіплінг «Мауглі».Основні персонажі казки, їхня характеристика. | ||
36 | Д.Р. Кіплінг «Мауглі». Закони джунглів та закони людей. | ||
37 | Контрольна робота №3 з теми «О.Уайльд. Р. Кіплинг» | ||
38 | ПЧ №4 Р.Дал. «Чарлі та шоколадна фабрика» | ||
39 | М.Ю. Лермонтов «Тучи». Напам’ять | ||
40 | М.Ю. Лермонтов «Утес»
ТЛ Епітет |
||
41 | Ф.І. Тютчєв «Чародейкою зимою…»,«Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…» А.А. Фет «Я пришел к тебе с приветом…»
Напам’ять за вибором (А.Фет, Ф. Тютчєв) |
||
42 | РМ №4. Навчання виразному читанню віршів | ||
43 | ПЧ №5 К.Д.Бальмонт «Снежинка», «Осень». Стихотворения о природе. | ||
44 | Э. Сетон-Томпсон – письменник, художник, натураліст. | ||
45 | Э. Сетон-Томпсон «Лобо». Авторські спостереження за світом природи. | ||
46 | Э. Сетон-Томпсон «Лобо». Утвердження любові до всього живого. ТЛ Поняття про оповідання. | ||
47 | І.О.Бунин «Детство», «Вечер»
ТЛ Порівняння, метафора С.О. Єсєнін «Береза» Напам’ять один вірш (за вибором И. Бунин, С. Єсєнін) |
||
48 | РР №5 Виразне читання напам’ять | ||
49 | Контрольна робота №4 з теми «Ми і природа» | ||
50 | Марк Твен.Відомості про письменника. | ||
51 | Марк Твен «Пригоди Тома Сойєра». Автобіографічний характер повісті, знайомство з головним героєм. | ||
52 | Марк Твен «Пригоди Тома Сойєра».Світ дитинства у повісті. ТЛ Портрет літературного героя | ||
53 | Марк Твен «Пригоди Тома Сойєра». Том Сойєр і Гекльберрі Фінн. Ставлення автора до своїх героїв. | ||
54 | Марк Твен «Пригоди Тома Сойєра». Провідні ідеї твору (дружба, кохання, людяність та ін.). | ||
55 | Марк Твен «Пригоди Тома Сойєра» ТЛ Комічне в художньому творі. | ||
56 | РМ№6 Навчання порівняльній характеристиці літературних персонажів. | ||
57 | Дж. Роулінг «Гаррі Поттер і філософський камінь». Популярність творів про Гаррі Поттера | ||
58 | Дж. Роулінг «Гаррі Поттер і філософський камінь»: світ магів та маглів. | ||
59 | Дж. Роулінг «Гаррі Поттер і філософський камінь». Боротьба добра і зла в романі. | ||
60 | Дж. Роулінг «Гаррі Поттер і філософський камінь». Роль дружби в боротьбі із злими силами.
ТЛ Портрет литературного героя |
||
61 | Дж. Роулінг «Гаррі Поттер і філософський камінь» | ||
62 | РМ №7 Підготовка до контрольного твору | ||
63 | ПЧ № 6 Дж. Роулінг «Гаррі Поттер и Таємна кімната»
|
||
64 | ПЧ №7 Моя улюблена книга
|
||
65 | Контрольна робота №5 з теми «Світ пригод». Контрольний твір «Роль справжньої дружби в житті людини» | ||
66 | ВЧ №8 Що читати влітку | ||
67 | Повторення | ||
68 | Підсумковий урок |
Для заучивания наизусть
Пословицы, поговорки, загадки
А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»
М.Ю.Лермонтов «Тучи»
Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Одно стихотворение (по выбору учащихся)
И.А.Бунин, С.А.Есенин. Одно стихотворение (по выбору учащихся)
Основные виды устной и письменной речи учащихся 5 класса:
— осознанное, вдумчивое чтение художественных произведений;
— выразительное чтение произведений (или фрагментов), в том числе выученных наизусть, с соблюдением норм литературного произношения;
— различные виды пересказа (краткий, выборочный, подробный (близкий к тесту), от имени персонажа, с творческим заданием);
— устные ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
— устный рассказ о литературном герое произведения;
— составление простого планов к тексту изучаемого произведения;
— составление индивидуальной характеристики литературных персонажей;
— высказывание собственных суждений о прочитанном произведении (в устной и письменной форме).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать:
- авторов, названия, национальную принадлежность прочитанных произведений;
- содержание, главных героев, последовательность и связь событий в изученном произведении;
- тексты, рекомендованные программой для заучивания наизусть;
- основные признаки теоретических понятий: художественная литература (переводная и оригинальная), фольклор, народная и литературная сказка, тема, идея, проблематика и сюжет художественного произведения, прозаическая и стихотворная речь, ритм и рифма, литературный герой, рассказ, комическое в художественном произведении, портрет литературного героя.
Учащиеся должны уметь:
- правильно, осознанно, бегло и выразительно читать изученные художественные произведения (в том числе наизусть), учебные и научно-популярные тексты и понимать прочитанное;
- выделять смысловые эпизоды, устанавливать временную и причинно-следственную связь между событиями в изученном произведении;
- определять и формулировать тему, идею, проблематику художественного произведения;
- осознанно выделять и объяснять роль изученных изобразительно-выразительных средств в произведении;
- владеть различными видами пересказа;
- устно и письменно составлять простой план к тексту художественного произведения, статье учебника;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом;
- участвовать в диалоге по прочитанному художественному произведению;
- воссоздавать в воображении художественные образы и картины, созданные писателем, словесно воспроизводить их;
- комментировать интерпретации изученного художественного произведения в других видах искусства (живопись, музыка, театр, кино и др.) с выражением собственного отношения к произведениям искусства;
- устно рассказывать о писателе на основе рассказа учителя или статьи учебника;
- выполнять устные и письменные творческие работы по литературным произведениям.