ХРОНОТОП КАК ДОМИНАНТА КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В современном мире успех речевой деятельности зависит от коммуникативной компетентности языковой личности. Коммуникативно-деятельностный подход при обучении русскому языку повышает эффективность и качество обучения речи (монологической и диалогической).

Важными составляющими  коммуникативных ситуаций являются  пространство и время, т.е. «где» и «когда» возникает общение. Ряд исследований связан с изучением определенных наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Эти вычлененные наборы получили название «хронотопы».

При реализации коммуникативно-деятельного подхода в обучении русскому языку необходимо уделять внимание  самому процессу создания текстов. Для этого систему работы необходимо направлять на осознание и освоение учащимися этапов речевой деятельности, в структуру которой входят такие действия и операции, как

  • анализ ситуации в рамках той или иной сферы общения, включая понимание своей речевой роли и особенностей адресата;
  • осознание целей общения, создание замысла речи;
  • выбор формы речи (устная/письменная, монолог/диалог) и речевого жанра;
  • отбор речевых и языковых средств, необходимых и достаточных для решения

коммуникативной задачи на различных фазах общения;

  • анализ речевого поведения, его результатов, причин коммуникативных неудач и успехов [6, с. 7].

Именно хронотоп определяет ситуацию общения. Хронотопы школьного урока, неформальной беседы школьников, музейной экскурсии требуют определенного набора речевых и языковых средств. Следовательно, осуществляя коммуникативно-деятельностный подход в обучении русскому языку, учитель

1) формирует умения и навыки речевого общения в типичных речевых ситуациях (определенных хронотопах) с учетом функционально-стилистических языковых норм;

2) учит общению с помощью тематически организованного учебного материала, создания речевых ситуаций на уроке, выполнения ситуативных упражнений;

3) использует текст как основную дидактическую единицу учебного материала;

4) работает над различными речевыми жанрами.

В системе обучения соответствующим коммуникативно-речевым умениям школьникам важно давать разнообразные задания на осознание своих мотивов и целей речи, а также на осмысление их зависимости от пространственно-временной константы. Например:

  • расскажите о В. И. Дале с разными целями: а)проинформировать, б) поделиться

впечатлениями о творчестве, в) убедить собеседника в чем-либо. Определите, где и когда будет проходить беседа: экскурсия в музее,  урок в классе, беседа во время прогулки у памятника В.И. Далю. Подготовьте 2-3 варианта диалога.

Следующая группа заданий предполагает работу с текстом. Текст как средство обучения речи позволяет оптимально организовать учебный процесс, развивать и совершенствовать коммуникативное поведение в различных жизненных ситуациях при восприятии и создании высказываний разных жанров [3, с.116].

Приведем примеры работы с текстами, которые могут быть предложены учащимся 5 класса.

Владимир Иванович Даль – автор знаменитого словаря русского языка, собиратель сказок, пословиц, загадок, поговорок.

Родился Даль в городе Луганске. В скромном одноэтажном особняке сейчас находится музей, а в тихом уютном дворике установлен мраморный бюст Владимира Даля.

Учился В. Даль в Петербургском морском кадетском корпусе. В марте 1819 года ему присвоили звание мичмана и направили служить в город Николаев. По дороге, во время бурана, он услышал от ямщика слово «замолаживает», которое его заинтересовало. Он стал записывать новые слова в свои тетради в виде полосок бумаги, называя их «ремешками». Тогда же В. Даль стал сочинять сказки, подписывая их псевдонимом «Казак Луганский».

Однако главным делом жизни В. Даля стало создание «Толкового словаря живого великорусского языка» [5, с.139].

  • В какой ситуации уместен этот текст: экскурсия в музее, беседа двух друзей, ответ ученика на уроке? Ответ аргументируйте.
  • Составьте диалог между экскурсоводом и посетителем музея В.Даля. Что вас заинтересовало в жизни Даля, о чем еще вы бы хотели узнать?
  • Представьте, что вы экскурсовод. О каком выдающемся человеке вы хотели бы рассказать?

По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Снег лежит в поле длинными грядами. Поле бескрайнее, как море. Ветер гудит, метель метёт низом. Снежные валы колышутся, текут, плещут в борта саней. Ямщик, закутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо. Седок молод. Мичман – первый на флоте офицерский чин [2, с.3].

  • Докажите, что автор описывает события далекого прошлого. Найдите устаревшие слова, объясните их значения.
  • Как могло бы выглядеть подобное описание в пространстве и времени ХХІ века? Предложите свой вариант.

Таким образом, реализация коммуникативно-деятельностного подхода обеспечивает совершенствование умения учащихся отбирать необходимый материал для составления высказывания, определять тип, стиль, жанр речи, которые позволят эффективно решать коммуникативные задачи в различных хронотопах.

 

Список использованных источников

 

  1. Барабошина Н.В. К методологическому обоснованию понятия «хронотоп» / Н.В. Барабошина //Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – №7 (143). –  С. 243 – 247.
  2. Булатов М. Собирал человек слова…/ М. Булатов, В. Порудоминский. – М.: Детская литература, 1969.- 224 с.
  3. Лоповок В.Л. Региональный аспект школьного филологического образования / В. Л. Лоповок, О.Н. Теплицкая // Вісник Луганського національного педагогічного університету імені Тараса Шевченка. – 2007. – №20 (136). С. 115 – 117.
  4. Музыкина С.В. Коммуникативно-деятельностный аспект в обучении русскому языку (в ситуации украинско-русского двуязычия) / С.В. Музыкина // Сборник материалов Х Международного симпозиума МАПРЯЛ. – Болгария, Велико-Тырново, 2010. – С. 579 – 582.
  5. Рудяков А.Н. Русский язык: учеб. для 5 класса общеобразовательных учебных заведений с обучением на украинском языке (пятый год обучения) / А.Н. Рудяков, Т.Я. Фролова, М.Г. Маркина-Гурджи. – К.: Грамота, 2013. — 296 с.
  6. Савова М.Р. Формировать систему оценки речевой деятельности / М.Р. Савова // Русская словесность в школах Украины. – 2009. – №6. – С.5 – 8.