ОНИ ПРИДАЮТ ВЫСКАЗЫВАНИЮ ЧЕРТЫ «СТИЛЯ УТОНЧЕННОГО», РАЗГОВОРНУЮ ЛЕГКОСТЬ И ИЗЯЩЕСТВО Обучение школьников использовать в речи бессоюзные сложные предложения с учетом их стилистических особенностей

 

При изучении бессоюзных сложных предложений очень важно ознакомить учащихся с особенностями использования их в речи. Эти синтаксические конструкции характеризуются обобщенностью и емкостью смыслового содержания, яркой стилистической окраской, богатством интонационных оттенков, динамизмом. Благодаря этому они широко употребляются прежде всего в разговорной речи. Но в то же время свойственны также и языку художественной литературы, публицистики и науки.

Высоко оценивал выразительные и стилистические возможности бессоюзных сложных предложений М. В. Ломоносов. Он говорил: «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям и клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых споев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше» (Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т. 7. – М.-Л., 1952. – С. 376–377).

Все это обусловливает внимательное отношение к бессоюзным сложным предложениям в процессе их усвоения в школьном курсе русского языка. Кроме того, о необходимости рассмотрения этого аспекта изучаемой темы свидетельствуют результаты анализа творческих работ и устных высказываний учащихся: они не умеют использовать выразительные возможности этих предложений. Для того чтобы восполнить этот пробел, целесообразно включить работу над стилистической ролью этих синтаксических конструкций в тексте на всех этапах изучения темы (при рассмотрении их семантических, интонационных и структурно-грамматических особенностей, употреблении в них различных знаков препинания – запятой и точки с запятой, тире и двоеточия), а также посвятить этому отдельный урок. Покажем, как следует организовать подобное занятие и какие задачи следует на нем решать.

Цели урока: ознакомить учащихся со стилистической ролью бессоюзных сложных предложений, формировать умение правильно и уместно использовать изучаемые синтаксические конструкции в собственной устной и письменной речи; совершенствовать ранее приобретенные умения и навыки по теме (распознавать, строить бессоюзные сложные предложения, произносить их с нужной интонацией, правильно ставить в них знаки препинания); развивать логическое мышление девятиклассников, умение анализировать собственную деятельность, давать ей оценку.

Ход урока

І. Актуализация опорных знаний.

Учащие вспоминают о том, что они узнали о бессоюзном сложном предложении на предыдущих уроках, отвечают на вопросы и выполняют задания.

– Какие сложные предложения называются бессоюзными?

– Что является основным средством связи между их частями?

– Какие смысловые отношения могут быть между частями бессоюзного сложного предложения? С помощью какой интонации они передаются?

– Какие из бессоюзных сложных предложений могут состоять только из двух частей и не допускают включения третьей, а в каких количество частей может быть увеличено?

– К каким союзным предложениям близки бессоюзные сложные предложения с различными значениями? Приведите примеры.

– Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзных сложных предложений? Когда ставится каждый из этих знаков? Приведите примеры.

Затем школьники по очереди выходят к доске, выразительно читают предложение, записанное на карточке, объясняют расстановку знаков препинания.

Примерный дидактический материал для карточек.

 

  1. Я люблю книги: каждая из них мне кажется чудом. (М. Горький) 2. Нивы сжаты, рощи голы, от воды туман и сырость, колесом за сини горы солнце тихое скатилось. (С. Есенин) 3. Друг за друга держаться – ничего не бояться. 4. Друга иметь – себя не жалеть. 5. Других не суди – на себя посмотри. 6. Дружка нет – не мил и белый свет. 7. Забудешь родной язык – забудешь родную мать. 8. Лес рубят – щепки летят. 9. Не все ненастье, проглянет и солнышко красно. 10. Не постучишься – не откроют. 11. Сияет солнце, воды блещут, на всем улыбка, жизнь во всем. 12. Счастье не конь: хомута не наденешь. 13. Хочешь быть счастливым – силы не жалей. 14. Языком косить – поясница не заболит.

 

ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся. Объявление темы и целей урока.

Учитель. Известный лингвист Леонид Арсеньевич Булаховский отмечал: «Отсутствие или бедность союзов и союзных слов может быть в языке или признаком примитивной структуры, или же, на фоне развитой системы союзов, когда употребление их сокращается сознательно и заменяется другими средствами языка, в особенности специальными приемами интонирования, – чертою стиля утонченного, обработанного в сторону разговорной легкости и изящества». (Высказывание проецируется на экран.)

Сегодняшний урок мы посвятим наблюдению над стилистической ролью бессоюзных сложных предложений, а также поиску ответа на такой вопрос: бессоюзное сложное предложение – признак примитивной структуры языка или «черта стиля утонченного, обработанного в сторону разговорной речи и изящества»?

Формулировка проблемного вопроса записывается на доске и в тетради.

После этого заранее подготовленный ученик дает краткую справку об ученом.

 

Леонид Арсеньевич Булаховский (1888–1961) – украинский и российский лингвист, профессор (1917), академик АН УССР (1939), член-корреспондент АН СССР (1946). Ему принадлежат труды по истории русского и украинского языков, славянской акцентологии.

Окончил историко-филологический факультет Харьковского университета (1910), преподавал в Харьковском, Пермском и других университетах. С 1944 г. в Киеве директор института языкознания им. А. А. Потебни АН УССР (1944–1961), также заведовал кафедрой украинского языка и кафедрой славянской филологии Киевского университета (1944–1947).

Автор популярного учебника «Введение в языкознание» (1953). Внес вклад в реконструкцию славянской акцентной системы и описание акцентных систем ряда славянских языков, подготовив почву для последующих исследователей (В. М. Иллич-Свитыч, В. А. Дыбо, А. А. Зализняк и др.), в работах которых была воссоздана цельная картина эволюции славянского ударения. Изучал также историю украинского языка и, наряду с В. В. Виноградовым, эволюцию лексики и грамматики русского языка на протяжении XIX века.

 

ІІІ. Работа над темой урока.

  1. Совершенствование ранее приобретенных синтаксических умений и навыков.

Учащиеся читают и переводят с украинского языка на русский проецируемое на экран интерактивной доски предложение: Стихла пісня – тихо стало над степом. (С. Скляренко). Затем записывают русский вариант предложения (Стихла песня – тихо стало над степью.) и делают его синтаксический разбор. Отмечают, что это предложение сложное, так как в нем есть две грамматические основы: песня стихла; стало тихо; значит, оно состоит из двух частей. Первая часть Стихла песня…, вторая – тихо стало над степью. Они связаны только по смыслу и при помощи интонации. Это бессоюзное сложное предложение со следственными отношениями между частями: вторая часть заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первой части. На письме между ними ставится тире. Эта синтаксическая конструкция близка по значению к сложноподчиненному предложению с союзом следствия: Стихла песня, так что тихо стало над степью.

Учитель акцентирует внимание школьников на том, что в обоих языках постановка знака препинания в этом бессоюзном сложном предложении одинакова. Предлагает найти в анализируемом предложении существительное, род которого не совпадает в русском и украинском языках, дает задание подобрать другие примеры подобных несовпадений, а также различий в форме числа существительных (степ, полин, насип, собака, меблі).

  1. Сравнение бессоюзных и союзных сложных предложений с точки зрения их выразительности.

Учитель. При объяснении тире в предложении, над которым проводилась работа, был применен способ подстановки союза. И вы, конечно, заметили, что именно союз уточняет отношения (следствия) между частями, раскрывает их четче. Бессоюзное же сложное предложение более выразительно, динамично передает изменения в окружающем мире. Давайте попробуем поэкспериментировать с пословицами, к которым вы обращались в начале урока, вставим в предложения возможные союзы.

 

Не постучишься – не откроют. − Если не постучишься, не откроют.

Счастье не конь: хомута не наденешь. − Счастье не конь, так что хомута не наденешь.

Лес рубят – щепки летят. − Когда лес рубят, то щепки летят.

 

Вы видите, как много потеряла пословица, если в нее включены союзы. Утратилась ее лаконичность, обобщающая сила, динамизм, экспрессивность.

Владимир Иванович Даль, собиратель народной мудрости, писал: «Одна речь не пословица. Как всякая притча, полная пословица состоит из двух частей: из обиняка, картины, общего суждения и из приложения, толкования, поучения». Именно поэтому многие пословицы представляют собой бессоюзные сложные предложения.

  1. Наблюдение над использованием бессоюзных сложных предложений в текстах разных стилей речи.

На этом этапе учащиеся представляют результаты работы в группах над творческими исследовательскими проектами. В ходе защиты проектов бессоюзные сложные предложения записываются в тетради, объясняются знаки препинания, подбираются синтаксические синонимы − союзные предложения, делается вывод о роли изучаемых синтаксических конструкций в высказывании.

 

1-я группа

Перед нами стояла задача проанализировать использование бессоюзных сложных предложений в разговорной речи, в частности в создании русских пословицах. Для работы был выбран сборник «Добрый молодец»; в разделе «Дружба» мы обнаружили 80 пословиц, из них 40 (то есть 50 %) представляют собой бессоюзные сложные предложения. Чаще всего в этих предложениях употребляется тире. В разделе «Родина» помещено 28 пословиц, 11 из них – бессоюзные сложные предложения. Таким образом, можно сделать вывод, что среди пословиц преобладают бессоюзные сложные предложения. Это связано с тем, что предложения такой структуры выразительны, сжаты, объемны, экспрессивны и динамичны.

 

После представления проекта учащиеся записывают данные ниже пословицы, представители групп анализируют бессоюзные сложные предложения (их структуру, смысловые отношения между частями, расстановку знаков препинания), доказывают их преимущество перед синонимичными синтаксическими конструкциями.

 

Дружба не гриб – в лесу не найдешь.

Родная сторона – мать, чужая − мачеха.

 

2-я группа

Для проведения наблюдений над употреблением бессоюзных сложных предложений в художественном тексте мы использовали роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (первую главу). В произведении достаточно часто встречаются бессоюзные сложные предложения, а также бессоюзная связь в предложениях с разными видами связи. Бессоюзных сложных конструкций в тексте первой главы примерно 30 %. Рассмотрим, например, строфы поэмы, в которых описывается начало дня Онегина, и появление Онегина на балу.

 

ХV

Бывало, он еще в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут:

Там будет бал, там детский праздник.

Куда поскачет мой проказник?

С кого начнет он? Все равно:

Везде поспеть немудрено.

 

ХVІ

Уж темно: в санки он садится.

 

ХХVІІІ

Вот наш герой подъехал к сеням;

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням,

Расправил волоса рукой,

Вошел. Полна народу зала;

Музыка уж греметь устала;

Толпа мазуркой занята;

Кругом и шум и теснота;

Бренчат кавалергарда шпоры;

Летают ножки милых дам…

 

Нельзя не заметить, что бессоюзные конструкции придают тексту динамизм, мы чувствуем нарастание напряжения, ощущаем движение на балу. Поэтом создается определенный эффект присутствия. Приведенные строки очень музыкальны, легко читаются. Этого достигает Пушкин, используя в тексте экспрессивные и динамичные бессоюзные сложные предложения.

 

Затем записывается еще одно сложное предложения, проводится соответствующая аналитическая работа.

 

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла – все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

 

Рассуждения учащихся дополняются информацией о том, что это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и сочинительной. Бессоюзие в предложении создает целостное представление о происходящем, метафора «все кипит» усиливает выразительность текста, ощущение радостного волнения в ожидании спектакля.

В процессе анализа отрывка можно провести словарно-семантическую  работу, дать задание учащимся выяснить значения слов раек, партер, ложи.

Учитель. Итак, мы увидели преимущества использования бессоюзных сложных предложений в пословицах и в художественной литературе. А теперь проведем наблюдения над употреблением бессоюзных сложных предложений в публицистических и научных текстах. Для этого выполним следующие задания. (Использован материал из пособий для учителей: Иконников С. Н. Стилистический анализ текста. К., 1982; Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка (7-8 классы). – М., 1979; Сборник упражнений по синтаксической стилистике и культуре речи / Под ред. В. Д. Бондалетова. – М., 1978).

 

v Проанализируйте данные отрывки. Какие из них взяты из публицистических текстов, а какие – из научных? Какую роль играют бессоюзные сложные предложения?

 

  1. У многих народов существовал хороший обычай: в особо праздничный день посадить в родном селении молодое деревцо. Пройдут годы, оно окрепнет, поднимется в рост, станет тенистым памятником давно прошедшей радости. (Л. Леонов) 2. Да, в Белинском наши лучшие идеалы, в Белинском же история нашего общественного развития, в нем же и тяжкий, горький, неизгладимый упрек нашему обществу (Н. Добролюбов) 3. Поэма начинается картиною царского пира: в золотом венце сидит грозный царь, окруженный стольниками, боярами, князьями и опричниками… (В. Белинский) 4. При вынесении хозяйственной оценки земноводным надо принимать во внимание следующие соображения: во-первых, земноводные могут быть полезны как истребители вредителей; во-вторых, они могут истреблять полезных для человека животных; в-третьих, они могут сами по себе представлять ценность для человека. 5. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления могут выполнять различную стилистическую роль. В художественном стиле они позволяет изобразить одновременно протекающие или следующие друг за другом события и явления; в публицистическом – перечень признаков какого-либо общественного явления.

 

Обращается внимание на то, что бессоюзные сложные предложения, в которых первая часть выполняет функцию обобщения, а остальные, подобно однородным членам, конкретизируют обобщающую часть, в публицистическом и научном стилях являются средством логического подчеркивания главного. Они помогают также «описать совокупность каких-то явлений, составляющих определенную систему» (Кононенко В. И. Грамматическая стилистика русского языка: Пособие для учащихся. – К., 1981. – С. 231).

 

v В данном тексте замените, где это возможно, сложные союзные предложения бессоюзными. Объясните, как в связи с этим изменилась стилистическая окраска текста.

 

Весной и летом поползень питается и выкармливает птенцов насекомыми, а с осени и на всю зиму почти полностью переходит на растительный корм. Общества себе подобных поползень избегает, но в полном одиночестве ему бывать не приходится, потому что за ним, как за предводителем, почти всегда увивается стайка синиц. И не бескорыстно, так как им перепадают кое-какие крохи со стола более сильного поползня. Синицы знают, что поползень делает запасы в трещинах коры деревьев, и не упускают случая поживиться чужим добром Если поползень не находит своих тайничков, то ими пользуются другие поползни.

 

  1. Формирование умения использовать бессоюзные сложные предложения в речи.

Учитель. Следующий этап работы  – овладение школьниками умением употреблять изучаемые синтаксические конструкции при построении собственных высказываний. Обратимся к таким из них, в которых изучаемое синтаксическое средство играет значительную роль. Это – ведение дневников или переписка с друзьями. По мнению специалистов, речевые произведения подобного типа открывают возможность удерживать свою внутреннюю речь и помогают быстро и успешно развивать умение красиво и свободно излагать свои мысли.

Выполните такие задания.

 

v Прочитайте дневниковые записи Эдика Градова, героя повести В. Васильева «Со мной все ясно». Найдите в предложенных текстах бессоюзные сложные предложения. Объясните, почему именно в таком жанре, как дневник, наблюдается большое количество бессоюзных конструкций?

 

30 августа. Никто не может толком объяснить, что такое акселерация. Римма Николаевна тоже, хотя она и врач.

Но я знаю и очень переживаю: акселерация меня не коснулась. Обидно. Вчера примерился к последней отметке на двери. Со мной все ясно: за целое лето подрос всего на 10 мм. Опять буду последним в шеренге, эх.

Неужели мне всегда смотреть на своих одноклассников снизу вверх? А впрочем, до паспорта еще полгода, может, вытянусь.

Отец говорил, что человек растет до двадцати пяти лет.

15 октября. Урока нет: каждый занят, чем хочет: Андрей с Борей гоняют мяч на баскетбольной площадке. Макешкина скатывает, нет, сдирает, опять нет – списывает у меня алгебру. Когда я научусь литературно выражаться?

Химию я вчера не успел сделать: битый час просидел перед зеркалом. Все старался понять, какой я? Как выгляжу? Каким меня видят со стороны? И каким меня видит она?

Нет, чего трепаться! Кто хочет увидеть, все увидит.

 

v Поработайте в парах. Сначала прочитайте дневниковую запись героя повести А. Алексина «Дневник жениха»; затем пусть каждый из вас письменно продолжит повествование о том, какие мысли «посетили вас» сегодня. Озвучьте свои записи друг другу.

 

Именно моя застенчивость заставила меня начать этот дневник: довериться бумаге легче, чем людям. Я не собираюсь повествовать о событиях моей жизни: ничего исторически важного в ней пока не происходит. Я хочу записывать мысли. Если они будут приходить в голову… И дат не буду указывать: какая разница – вчера меня посетила мысль или сегодня.

 

Приводим примеры «внезапных» мыслей учащихся с использованием бессоюзных сложных предложений.

 

В воскресенье была большая радость: мне подарили котенка.

Всегда исповедовал принцип: пообещал что-то сделать – обязательно сделай.

Проснулся – и опять в школу.

Трудная жизнь у некоторых: туда не ходи, этого не делай, можно только уроки учить…

Утром у меня было отличное настроение: выглянуло солнышко.

Со мной все ясно: хочется на каникулы.

 

В заключение делается вывод о том, что бессоюзные сложные предложения помогают передать многообразные оттенки смысла, запечатлеть быструю, мгновенную мысль, которая не требует обработки. Они раскрывают также субъективность впечатлений, переживаний и дают большую возможность для постановки авторских знаков препинания, что помогает глубже понять высказывание, делает его более содержательным и выразительным.

ІV. Объяснение домашнего задания.

Учитель. Обратите внимание: в дневниках иногда фиксируют свои размышления, рассуждения, мысли, а иногда описывают события, которые произошли за день. Попробуйте дома сделать два вида дневниковых записей: «Мысли по поводу» и «Мой день» (или «Главное событие дня»). Описывая события, происшедшие в течение недели, посвящайте каждому дню хотя бы одно бессоюзное сложное предложение.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учащиеся письменно отвечают на проблемный вопрос, используя неоконченное предложение: Я думаю, что БСП – это … , потому что… .

Вот каким был типичный ответ школьников: Я думаю, что бессоюзное сложное предложение – «черта стиля утонченного, обработанного в сторону разговорной речи и изящества», его употребление делает высказывание выразительным и динамичным.

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке: заполняют листы самооценки, в которых указывают, какую работу выполняли, какие задания были интересны, давались легко, а какие были для них неинтересны или вызывали затруднения. После этого заполненные листы прикрепляют к доске, записи комментируются.

Следует отметить, что на данном уроке у школьников вызвали интерес представление результатов исследовательской работы одноклассников, а также ознакомление с дневниковыми записями литературных героев-ровесников. Самыми трудными, по мнению девятиклассников, были задания на расстановку знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях, самостоятельное конструирование данных синтаксических конструкций.